На главную Вопросы и ответы Контакты




Являясь больше чем просто распределяющей помощь программой, «План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина» предоставляет возможность коренному населению Сахалина приобретать новые знания и опыт в деле активного обсуждения и решения критически важных для них вопросов. Став результатом успешного сотрудничества между коренными народами, компанией и органами власти, План содействия примечателен тем, что дает коренным народам Сахалина возможность самим определять свой путь к устойчивому будущему.

Грегори Э. Гульдин,
президент консалтинговой компании Cross-Cultural Consulting Services (США), внешний независимый наблюдатель Плана содействии

янв. 2009 г.

Что такое план содействия

«План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» - это трехсторонняя программа, которая совместно реализуется ООО «Сахалинская Энергия» (оператором нефтегазового проекта «Сахалин-2»), Правительством Сахалинской области и Региональным советом уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.

В настоящее время реализуется четвёртый План содействия из серии аналогичных планов, рассчитанных на весь срок проекта «Сахалин-2». В основе всех подходов к подготовке и реализации Плана лежит принцип непрерывного совершенствования, предусматривающий постоянное улучшение программы посредством оптимизации процессов, развития компетенций участников Плана

Первый План содействия (2006–2010 годы) состоял из трех частей: программы социального развития, программы поддержки традиционной экономической деятельности и Фонда мини-грантов, совет которого, в отличие от двух других программ Плана, состоял исключительно из представителей КМНС. Была организована экспертная группа при совете программы социального развития для оценки заявок. Был назначен также ассистент Плана. Для проектов первого Плана содействия выделялись 300 тыс. долл. США в год.

Во втором Плане содействия (2011–2015 годы) учтены уроки реализации первого Плана, внедрено самоуправления КМНС. Ежегодные конкурсы поддержки социальных проектов были переданы под управление комитетов фонда социального развития и программы поддержки традиционной хозяйственной деятельности. Оба комитета состояли только из представителей КМНС Сахалинской области. В рамках второго Плана были созданы экспертные группы программных комитетов. Административная должность ассистента была преобразована в должность координатора Плана. Для финансирования проектов второго Плана выделялись 312 тыс. долл. США в год.

В третьем Плане содействия (2016–2020 годы) для повышения участия КМНС на уровне районов в структуру управления были введены районные комитеты. Направление «Развитие потенциала» было усилено и включено в качестве самостоятельного компонента в обе программы — ФСР и ППТЭД. Для финансирования проектов третьего Плана выделялось 320 тыс. долл. США в год.

В четвертом Плане содействия (2021–2025 годы) в рамках конкурсных программ поддерживаются устойчивые, актуальные и общественно значимые проекты КМНС, имеющие долговременный позитивный эффект; исключено финансирование проектов прямой социальной поддержки, не рассчитанной на долгосрочное развитие проектной деятельности (например, «самообеспечение», «материальная помощь»); продолжена образовательная программа для представителей КМНС Сахалинской области. Для координации участия КМНС в Плане содействия на уровне районов используются районные советы уполномоченных представителей КМНС при администрациях муниципальных образований Сахалинской области. К оценке проектов грантового конкурса по направлениям Плана привлекаются независимые эксперты федерального уровня. В четвертом Плане предусматривается использование цифровой платформы грантового конкурса и других цифровых технологий, в целях оптимизации и обеспечения прозрачности процесса подачи заявок на гранты. В рамках четвертого Плана компания выделяет 325 тыс. долл. США в год на поддержку проектной деятельности.

Цели четвертого плана содействия

1. Вклад в устойчивое развитие и сохранение традиционных знаний. Повышение качества жизни КМНС Сахалинской области путем реализации устойчивых, актуальных и общественно значимых проектов, имеющих долговременный позитивный эффект и разработанных с учетом культурных особенностей по следующим приоритетным направлениям: национальная культура, языки, традиционные знания, спорт и образование, традиционная хозяйственная деятельность, развитие этнотуризма, охрана здоровья, сохранение биоразнообразия и охрана окружающей среды.
2. Развитие потенциала. Активное участие КМНС Сахалинской области в управлении своей деятельностью, укрепление культурного и этнического самосознания путем реализации проектов, направленных на развитие лидерских, технических и других навыков, а также посредством привлечения инициативных групп и некоммерческих организаций к проектной деятельности для решения общественно значимых проблем.
3. Подготовка к созданию независимого фонда поддержки развития коренных народов. Содействие КМНС Сахалинской области в подготовке к возможному созданию независимого фонда развития КМНС.
4. Информирование о реализации проекта «Сахалин-2». Предоставление сообществу КМНС Сахалинской области своевременной информации о реализации проекта «Сахалин-2», включая проекты расширения, возможности трудоустройства, фактическое и (или) потенциальное воздействие проекта на окружающую среду и меры, принимаемые для его предотвращения и (или) минимизации, экологические программы, программы и проекты социальных инвестиций и т. д.

/ Фотогалерея

Презентация книги «Эпос сахалинских нивхов», октябрь 2013



/ Достижения

Лауреат международной премии им. Витуса
Беринга

Лауреат конкурса социальных инвестиций «Корпоративный донор России – 2008»

Первое место на Дальневосточном международном фестивале «Живая нить времен»